Наш край в древности
Археологические данные говорят о том что первые люди на территории нашего района появились примерно в XV тысячелетии до н.э. Это были племена занимающиеся в основном охотой и рыболовством, но постепенно начинает развиваться земледелие (в поймах рек) и скотоводство, орудия труда в этот период изготовляли из камня и костей животных. В середине третьего тысячелетия началась новая эпоха в развитии общества связанная с появлением металлов. Основным занятием постепенно стало скотоводство, но охота продолжала играть довольно ощутимую роль. Этот период жизни на нашей территории изучен в основном по материалам захоронений. Именно в это время на нашей территории стали появляться курганы, это новый тип погребений (индивидуальное, с возведением земляной насыпи) сменивший коллективные могильники неолитического времени дал возможность разделить эпоху бронзы на три последовательных, независимых хронологических и культурных периода: ямный, катакомбный и срубный. Население Дона в этот период совершенствовало свою культуру и занятия, но наследственной преемственности между этими культурами проследить не удалось, скорее всего в результате борьбы за территорию одни племена сменяли другие и победа доставалась более развитым.
Люди всё больше использовали металлы, что открывало более широкие возможности для увеличения производительности труда и дальнейшей эволюции общественной жизни. К тому же в начале I-го тысячелетия до н.э. в наших степях появляются многочисленные воинственные племена скифов, которые принесли с собой железо, появление которого сыграло огромную роль в развитии экономики: производительность труда резко выросла, что привело к изменениям и в общественных отношениях.
Об этом периоде жизни на Дону имеются письменные свидетельства греческих и малоазийских авторов, которые говорят о том, что эту территорию заселяли легендарные киммерийцы, которых в VII в до н.э. вытеснили скифы. Греческий историк Геродот сообщает о том, что скифы пришли из Азии. Эти сведения он заимствовал у Аристея- греческого поэта VII или VI в до н.э.
В настоящее время многие исследователи склоняются к мнению, что скифы являются потомками племён срубной культуры, а киммерийцами, скорее всего, назывались первые крупные объединения раннескифских племён.
Греки, близко соприкасаясь со скифами, интересовались их образом жизни и оставили много письменных сообщений о них. Самые полные и обширные описания Скифии содержатся в сочинениях Геродота, но и другие авторы говорят, что восточная граница этого государства пролегала по Дону, за которым проживали савроматы (сарматы), которые «говорят на скифском языке, но издревле искаженном». К югу от Дона, на восточном берегу Меотиды, по этим же сведениям, обитали меотские племена, которые считались местным населением. Таким образом, Дон и территория нашего района в течение VII-III вв. были далекой периферией скифского мира. Почти всё это подтверждается наукой, за исключением того, что сарматы появляются у нас примерно в IIIв. до н.э., а до этого они кочевали в Поволжье и на наши территории не заходили. Таким образом территория нашего района была местом сезонного кочевья, а следовательно здесь не будет крупных поселений и богатых захоронений, что и подтвердили материалы раскопок.
Как бы там ни было скифские племена господствовали на наших землях с VIII по III в до н.э. Они занимались кочевым скотоводством, вооруженными набегами на сопредельные государства (Урарту, Мидия в VII-VI в до н.э.) и торговлей. Своих городов не имели, хотя греческие авторы упоминают и скифов-земледельцев. А за собой оставили только курганы и славу прирожденных конных воинов. Но в III в до н.э. в степи Северного Причерноморья вторглись несметные полчища сарматских племён, совладать с которыми скифам не удалось. От Великой Скифии осталось только небольшое государство на территории Крыма, а в степях появился новый хозяин на ближайшие 500-600 лет.
Сарматские племена окутаны огромным количеством легенд о их происхождении и образе жизни. Считалось, что они произошли от браков скифских юношей и легендарных амазонок, поэтому они и говорили на «искаженном скифском языке» и слыли женоуправляемыми. Пут все дело в том, что у сарматов общие корни со скифами, да к тому же у них сохранились пережитки матриархата. Это проявились в воинственности их женщин, которым было запрещено выходить замуж не убив трех врагов (по сообщениям греков). Этому есть подтверждения в материалах раскопок, у сарматов встречается довольно много женских захоронений с оружием и доспехами. Так что легенды имели под собой основания.
Что сохранилось в наших степях с тех далеких времен? В районном музее хранилось два древнейших экспоната: окаменелый рог гигантского быка, найденного в балке, не далеко от хутора Широкого, и костяная игла которой кочевники пользовались для пошива одежды из шкур животных. Игла была найдена в балке под хутором Пролетарским, а также раскинутые по всей степи курганы, захоронения кочевников. Их стали сооружать более пяти тысяч лет назад и насыпали вплоть до ХУ в. На территории нашего района - 502 кургана, а на территории Орловского поссовета – 16. Огромное количество курганов Приманычья говорит о том, что с древних времен кипела здесь жизнь, и ученые доказали, что эта территория была самой заселенной территорией Европейской части нашей страны. К сожалению, не все курганы сохранились. Часть их распахана, другая едва заметна, третья разгромлена еще в древности, четвертая уничтожены недавно. Так по рассказам свидетелей после войны были разобраны курганы в хуторах Ребричанском и Комарькове, а содержимое их разбросали. Сторожилы вспоминают, что в хуторе Комарькове на кургане делали саман, лошадь провалилась. В яме оказалась катакомба, выложенная каменистыми плитами и костью. Кости раскидали, плиты забрали на хозяйственные нужды. В хуторе Черкесском была выкопана из кургана каменная баба (признак половецкого захоронения).
В 1995 г. при проведении асфальтной дороги на первом отделении ГПЗ "Орловский", разрыт курган "Стариковский", в котором найден амулет , голубой лев, изготовленный в Египте, что говорит о связи населявших нашу территорию племен с другими народами.
В северо-западной части поселка Орловского по обе стороны асфальтной дороги находятся курганы, один из которых при проведении нефтепровода был разрыт в 1997 году. Археологами курган был назван – Курганный могильник "Орловский 1". Диаметр насыпи 80 метров, 18 захоронений с 3-го тысячелетия до новой эры по ХIV века.
В захоронениях останки мужчин и женщин в возрасте от 20 до 50 лет. Различны позы умерших, как и различны погребенные вместе с ними предметы. В Могильнике "Орловский 1" найдены изделия из бронзового века, сосуды, горшки керамические, курильницы. Много изменилось в нашей жизни по сравнению с теми далекими временами, но вот только споро-пыльцевые образцы, взятые в кургане сходны с сегодняшней флорой.
Базурин Ю.С.